MENU

Эссе « Искусство быть классным руководителем»

Под шелест бумаг и дребезжание школьного звонка весело несётся жизнь… И так жмут новые сапожки! Жаль, наверное придётся продавать... Такие шикарные сапожки…

Но пора идти на работу. Сумку на плечо, ноутбук под мышку, походка «от бедра» и – вперёд!

Снег белый - белый, асфальт серый, небо голубое. Вокруг зима. Бурчу под нос навязчивый мотив: «Каждый год в сентябре я в свой класс прихожу…» Ловлю себя на слове «свой», лучше  - «наш». Откуда это? Наверное, из далёкого школьного детства, когда мы, солисты школьного хора, стараясь перекричать друг друга, выводили затейливый мотив.

В классе тепло, светло и уютно, как дома. Господи! Сколько раз встречаюсь с детьми, а всё равно каждый раз захожу в свой класс как на первое свидание. Я – классный руководитель или «классная мама», как меня называют мои ребята: девчонки и мальчишки моего седьмого «Б». С ними каждый раз – ожидание новизны и открытий – невозможно привыкнуть!

Всё, беру себя в руки, я спокойна. А вот и они, мои ученики.

Как весенний воробей в классную комнату вбегает Ярослав Березовский: «Здрасьте!» Так и хочется ответить «Здрасьте!» Но делаю серьёзный вид и говорю: «Здравствуй, Ярослав!» Он всегда первым приходит на занятия, осматривается, ждёт остальных, и класс наполняется весёлой трескотнёй.

«Здрасьте!» - за спиною наш серьёзный человечек Андрюша Шабалов. Медленно проходит, ставит на пол свой огромных размеров рюкзак, попутно извлекая из его недр учебник по английскому: «А сегодня герундий будем проходить?» Недавно наш «профессор» заявил, что будет спортивным комментатором, поэтому обязательно должен выучить английский язык! Всего пару лет назад он был маленьким молчаливым мальчонкой, а теперь заявляет о планах на жизнь…  Как всё - таки незаметно летит время!

В коридоре слышен топот ботинок и заливистый смех. В дверь ниточкой тянется кавалькада моих озорных девчат. Их у нас немного, всего четыре. Зашли, сели, успокоились. Впереди – новый учебный день. Пытаюсь настроить  их на рабочий лад – тяжело перед первым уроком: за окном глубоко зевает сумеречное утро, а за столами – ученики. Но, надо собраться, впереди поход – поход за знаниями, и от того, как мы настроимся на рабочий день, зависит то, что из этого дня мы возьмём. А взять надо многое.

…Вот Дима Кавелин упорно старается дорешать задачу по физике, постоянно консультируясь у соседей, перенимает опыт. Получается. Подхожу, хвалю и поправляю на его голове непокорный чуб. Лицо мальчика расплывается в широкой улыбке. Краем уха слышу, как Танюшка Мерцалова обменивается какими-то своими секретами с Инной Шевырёвой, отвлекая её от дел. Надеваю на себя маску строгости, делаю замечание. Не обижаются, видят, что у меня сегодня тоже хорошее настроение.

А у Вовы Куржупова сегодня хмурый вид, он летает где-то высоко, в облаках своей неуёмной фантазии. Не буду мешать. Вероятно, у него сегодня нет вдохновения, а без него творческому человеку никак нельзя. Вдохновение, как свеча, зажигающая в душе художника искры таланта. А Вова у нас – художник. Может завтра повезёт. Фантазия хотя и отвлекает ребёнка от сиюминутных дел, говорит о его широкой натуре.

Обвожу взглядом класс. Где же Василий Фролов? Вот он, тихонько повторяет параграф по истории, показывая свою самостоятельность и упорство. Похвально. Самостоятельность в конечном счёте формирует индивидуальность.

Звенит звонок, и дети исчезают в пространстве школы…

Каждый ребёнок неповторим! Хотя кто-то пытается их сравнивать между собой. Зачем? Разве можно устроить конкурс человеческих душ, особенно детских, чистых, непорочных, во всю свою широту распахнутых в этот мир? А мы по этой душе своим «лучше», «хуже»,  как молотком по стеклу.

Из окна доносится разноголосица улиц. А за дверью опять раздаются шаги… Это мои «лапочки» возвращаются с последнего урока! Пора подводить итог. Бурный обмен эмоциями, последний оценивающий взгляд, наводим порядок в  классе, и ребята весёлой ватагой, прощаясь на ходу, выбегают из класса. «До свидания, лапочки мои!» - говорю вслед и хлопаю себя по губам. Опять «лапочки», а обещала себе быть строгой!

Вот и ещё один день прожили, думаю, не зря. Сумку на плечо, ноутбук под мышку, выключаю свет. «До завтра, любимый класс, не скучай!»,- и закрываю дверь.

Шевеля пальцами ног, вспоминаю о сапогах. Неужели не разносятся?