MENU

 Крылова Елена Юрьевна

МБОУ «Гимназия г. Болхова»

elena.elfin@yandex.ru

 

 

Преподавание иностранного языка в условиях реализации ФГОС

 

Современное образование в России перешло на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена совершенно иная идеология. Перед образовательными учреждениями поставлены новые цели и задачи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, у которого будет возможность и потребность учиться всю его сознательную жизнь. Вместе с этим, цель современного образования – развитие ученика, как субъекта познавательной деятельности. Важно, что ученик теперь является не объектом образовательной системы, а именно СУБЪЕКТОМ. Концепция модернизации Российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».[4]

Но, всё новое не всегда воспринимается общественностью (и педагоги - не исключение) однозначно и положительно. Это естественно, потому что весь поток информации, новых требований и рекомендаций необходимо «пропустить через себя», «переварить», расставить приоритеты, осознать, каким образом перейти к новой системно-деятельностной парадигме; как по-новому взглянуть на свой урок и весь процесс образования в целом.

Мы слышим разные точки зрения о переходе на новый Стандарт: кто-то уже «идёт в ногу» со временем и новейшими технологиями, а кому-то близка традиционная система обучения…Можно бесконечно долго рассуждать на тему «ФГОС – «за» и «против», но важно понимать, что время не стоит на месте и диктует нам свои требования; на смену приходит совершенно другое поколение, формирующее новое  современное общество, которое имеет иные потребности и особенности национального самосознания. Конечно, в таких условиях, мы просто не можем учить наших детей «по – старому»! Как сказал Джон Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра». Эти слова абсолютно точно характеризуют современные процессы, происходящие в образовании, и дают нам возможность осознать всю важность и необходимость перехода на Стандарт второго поколения.

Стандарт предъявляет новые требования к предметам нашей «Новой» школы, среди которых не последнее место занимает иностранный язык, входящий теперь в число предметов филологического цикла. Особенности информационного общества, процессы глобализации и интернационализации всех сторон современной жизни, новые реалии XXI века, в свою очередь, предъявляют особые требования к овладению иностранными языками. Современной школе важно осознать свою обязанность воспитать наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, в духе «диалога культур», формируя у них «дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка», способствуя «расширению их лингвистического кругозора» с самого раннего возраста. [1] Иностранный язык как школьный предмет даёт для этого богатейшие возможности, ведь именно он «…формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». [2]

В чём же заключаются особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта? Что важно знать, понимать и применять учителю иностранного языка при организации процесса обучения? В чём заключается основное назначение иностранного языка в «Новой» школе? Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения даёт чёткие ответы на все эти вопросы, которые так волнуют сейчас учителей иностранного языка.

В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из «приоритетных направлений модернизации современного школьного образования», [1] что обусловлено рядом причин.

Во-первых, главным образом изменился сам статус иностранного языка как учебного предмета. Некоторые методисты пишут, что «из предмета, не имевшего реального применения и находившегося в сознании учащегося на одном из последних мест по степени значимости, иностранный язык превратился в средство, реально востребованное личностью, обществом и государством».

Во-вторых, стало очевидно, что «существование и успешное развитие современного общества возможно только при определённом уровне владения иноязычной речью, которое способствует:

- повышению конкурентоспособности государства, перестройке экономики внутри страны;

- интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество;

-доступу к информационной «вселенной» и новейшим информационным технологиям» (в том числе общение посредством социальных сетей). [2]

Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает также в связи с введением ФГОС второго поколения. Говоря о назначении иностранного языка в современной школе, хочется отметить, что этот предмет действительно уникален по своим образовательным возможностям и «способен внести свой особый вклад в главный результат современного образования – воспитание гражданина России». [1] Более того, иностранный язык является важнейшим средством воспитательного воздействия на личность. «Будучи частью, инструментом культуры, иностранный язык формирует личность человека через заложенные в нем видение мира, менталитет, отношение к людям; он открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень гуманитарного образования ученика, способствует будущему вхождению в мировое сообщество благодаря воспитанию уважения к иным культурам». [2] «Знакомство с культурой народа (народов) изучаемого языка способствует более глубокому осознанию своей родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма. Знание иностранного языка и культуры устраняет барьеры недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру, создавать положительный образ своей страны за рубежом». [2]

Иными словами, особое назначение иностранного языка как учебного предмета в условиях реализации ФГОС, состоит в формировании коммуникативной компетенции (в совокупности её составляющих), что является одной из ключевых компетенций отечественного образования, т. е. способности и готовности осуществлять межличностное общение с носителями языка.

Все эти моменты определяют и объясняют особенности современного урока иностранного языка, которые следует учитывать при планировании урока:

1. Практическая направленность урока. На уроке иностранного языка учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать язык как средство общения. Знания  признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор: знания сообщаются с целью более эффективного формирования навыков и умений.

2. Атмосфера общения. Одной из ведущих черт современного урока иностранного языка является атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.

3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно.  На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.

Формулировка цели должна быть четкой и  конкретной. В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильными будут следующие формулировки цели:

- «Формирование лексических навыков»

- «Развитие техники чтения»

- «Развитие монологических умений»

Пример. На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, как они провели летние каникулы.

Цель: развитие монологических умений.

Задачи: 1) Активизировать лексику по теме «Развлечения. Путешествия»

              2) Активизировать грамматический материал (прошедшее время)

             3) Тренировать учащихся в чтении текста («Каникулы Тайни»)

             4) Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование     с опорой на текст.

Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и умения.

4. Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.

Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка. Например, если целью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевой деятельности (говорении и аудировании), то упражнение на перевод с русского на английский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию языкового, а не речевого навыка. Адекватным в данном случае будет упражнение условно-речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа «Согласись/не согласись и другие).

5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.

6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.

7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока.

8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:

- соотнесенность всех этапов урока с основной целью;

- соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;

- последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего;

- связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия).

Учитывая перечисленные особенности урока предлагается следующая схема плана-конспекта урока.

Структура современного урока в рамках ФГОС

1. Организационный момент

·                     Тема.

·                     Цель.

·                     Образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

·                     Мотивация их принятия.

·                     Планируемые  результаты: знания, умения, навыки.

·                     Личностно-формирующая направленность урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

·                     Постановка учебной задачи.

·                     Актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала

·                     Решение учебной задачи.

·                     Усвоение новых знаний.

·                     Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

5. Закрепление изученного материала

·                     Обобщение и систематизация знаний.

·                     Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

6. Подведение итогов.

·                     Диагностика результатов урока.

·                     Рефлексия достижения цели.

7. Домашнее задание

·                     Инструктаж по его выполнению. [3]

В соответствии с требованиями ФГОС важным этапом современного урока иностранного языка является рефлексия. Объясняется это тем, что  рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы. Очень важно, когда ребёнок может сам осмысленно и объективно оценить собственную деятельность; это помогает ему принять на себя ответственность за своё учение, сделать изучение иностранного языка более эффективным. Этот навык обязательно пригодится ему в дальнейшей жизни.

Конечно, очень сложно охватить все особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС в одной статье; чтобы максимально всё понять и систематизировать, учителю необходимо проделать огромную работу: непрерывно заниматься самообразованием, повышать квалификацию, посещать тематические курсы… Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать свои новые творческие идеи, проекты. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно окончательно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями, учитывая признанный СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД в обучении, т.е. «учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание».[2]

В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – УЧЕНИК, его ЛИЧНОСТЬ. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В последнее время Российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. В школе в последнее время  при обучении иностранному языку всё чаще  практикуются  методы проектной и исследовательской деятельности, проблемные ситуации, модульное обучение, которые дают учителю возможность включить учащихся в реальное общение, насыщенное иноязычными контактами, на совместный труд и увидеть реальные результаты своего труда.

   Таковы реалии нашего современного образования. Таковы особенности преподавания иностранного языка в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт. И всё же, новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. А учить детей сегодня нужно так, чтобы у них появилось светлое, уверенное, счастливое завтра!

 

 

Источники

1. Министерство образования и науки РФ, официальный сайт - http://минобрнауки. рф/документы/543

2. Примерная программа начального общего образования

3. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library

4. Яндекс [электронный ресурс]// http://yandex.ru/yandsearch?text (дата обращения  4.09.2015)