MENU

Крылова Е. Ю.

ШКОЛА НА ЛАДОНИ

Сведения об авторе:

Крылова Елена Юрьевна

учитель иностранного языка МБОУ «Гимназия г. Болхова».

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы мобильного обучения, его достоинства и недостатки, актуальность использования в современном образовательном  процессе высоких интерактивных технологий.

Ключевые слова: мобильное обучение, гаджет, ФГОС.

В последнее время в методике преподавания различных дисциплин всё чаще можно услышать такой термин как «мобильное обучение» (m-learning). Что же это такое? Как это применяется в практике современной школы? Каковы риски и возможности m-learning? Разобраться с данным понятием, его преимуществами и недостатками мы и попытаемся в этой статье.

 Под мобильным обучением подразумевается использование новых технологий, которые позволяют организовать процесс обучения при помощи устройств мобильной связи, таких как мобильный телефон, ноутбук, планшет и прочие гаджеты. Данные устройства активно используются нашим подрастающим поколением в повседневной жизни, поэтому, вполне закономерно, что они «пришли» и в современную школу, в которой появляется такое понятие как «мобильная культура». Важно признавать, что новые технические устройства привлекают молодых людей, которые теряют интерес к процессу образования в его классическом виде. Нам, как преподавателям, нужно попытаться извлечь для себя преимущества мобильного обучения, сделать технические новинки (с которыми большинство наших учеников уже давно «на ты») своими союзниками и помощниками в процессе обучения. А весь процесс обучения попытаться построить с учетом использования таких гаджетов,  тем самым реализуя в собственной практике такой принцип как  «образование как способ жизни».

 Мы все давно уже привыкли к тому, что Интернет и компьютеры стали неотъемлемыми средствами образовательного процесса, но научно-технический прогресс не стоит на месте…и современные средства становятся всё более доступными, портативными, мобильными и умещаются на ладони! Бесспорно, мобильные устройства полезны и удобны в области образования.  И если говорить об их преимуществах, ссылаясь на опыт педагогов-практиков, можно выделить следующие моменты:

- информация подаётся в мультимедийном формате, что способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, повышает мотивацию;

- учащиеся могут  активно взаимодействовать друг другом и преподавателем, в том числе обмениваться заданиями,  не прячась за монитором и имея возможность отойти от рабочего места;

- гораздо проще разместить в классе несколько мобильных устройств, чем настольные компьютеры;

- мобильные устройства могут быть использованы в любом месте и в любое время;

- учебные материалы могут легко распространяться между участниками образовательного процесса при помощи современных беспроводных технологий (Wi-Fi, GPRS, bluetooth и т. п.);

- современные гаджеты легкие и занимают меньше места, чем, например, книги, папки, ноутбуки;

- новые технические устройства привлекают представителей нового поколения.

Данный список может быть продолжен вами, коллеги, ведь, на самом деле, преимущества современных мобильных устройств на этом не заканчиваются. Таким образом, выделим  важные преимущества m-learning:

-  мобильное обучение через любое мобильное устройство делает образовательный процесс действительно индивидуальным и ориентированным на учащегося, что актуально с учётом перехода на ФГОС;

- m-learning повышает производительность человека, благодаря быстрому доступу к информации в любом месте, в любое время;

- даёт возможность учиться людям с ограниченными возможностями;

- такая форма обучения действительно интересна современному ученику.

Преимущества m-learning, на первый взгляд, неоспоримы. Но у любой вещи есть две стороны, одна из которых отрицательная.  Какие же риски существуют у мобильного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

- к сожалению, еще не все образовательные учреждения могут позволить себе данные технологии;

- использование современных гаджетов может негативно сказаться на здоровье школьника (зрение, осанка и т. п.);

- из-за своей компактности мобильные устройства нередко теряются или подвергаются кражам;

- технологии изменяются с огромной скоростью, и, порой, идти в ногу с ними становится дорогостоящей затеей;

- мобильные устройства могут быть гораздо менее надёжными, чем настольные компьютеры.

Впрочем, достоинств у мобильного обучения гораздо больше, чем недостатков, поэтому использование высоких интерактивных технологий в практике современной школы актуально и оправданно. А для эффективного внедрения возможностей мобильного обучения в образовательный процесс необходима планомерная организационная, методическая и инновационная работа.

 

Источники

1. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное  обучение[Text] //Народное образование.-2011.- N10.- с.205-211

2.    Яндекс [электронный ресурс]// http://yandex.ru/yandsearch?text (дата обращения  22.04.2014)